You gotta dig in deeper
В 2015 у меня выдался небольшой читательский прорыв. Самой не верится, но статистика Livelib весьма прозрачна. 80 книг против 40 в прошлом году. В книгах, конечно, главное не количество, но если качество на высоте, то, чем больше, тем лучше) Я решила воспользоваться случаем прошерстить списки прочитанного за год. Как ни странно, в списке хватает и "лёгкой" современной литературы (которую я только недавно перестала избегать). Никого из перечисленных авторов я прежде не читала.


Favourites! 




Favourites! 


Стивен Фрай «Как творить историю»
Хронологически это последняя книга в списке, так что впечатления ещё свежи. И главная мысль, которую я вынесла из прочитанного, такова: «Почему я до сих пор не читала Стивена Фрая?» При всей своей любви к британским снобам, «Дживсу и Вустеру» и «Шоу Фрая и Лори» опять попыталась обозвать его шоу хью и лори я отчего-то вообразила, что это будет нудно. Ну, да, мне внушают некоторые опасения люди, пишущие трёхтомную автобиографию. Как бы не так! Несмотря на прекрасный авторский стиль, а скорее благодаря ему чтение "Как творить историю" напоминает просмотр хорошего блокбастера, сочетающего насыщенное действие с неплохим сюжетом, хоть и довольно тривиальным. Кембриджский историк Майкл не в самый удачный день встречает свою Немезиду в лице изобретателя недоделанной машины времени и решает осчастливить мир убийством Гитлера. Вопреки законам жанра, в прошлое никто не отправляется, всё разрешится иначе. Под видом бодрого приключалова с оттенком гейской романтики Фрай предлагает задуматься о том, что нам есть чем гордиться и чему радоваться в нашем мире.
Владимир Набоков «Защита Лужина»
Эта книга о гениально-безумном шахматисте, нелюдимом ребёнке, неприятном мужчине, который сперва сбежал от жизни к шахматам, а затем пытался избавиться от этой своей страсти, действительно меня зацепила. «Защита» очень коротенькая и лужиноцентрическая, никаких вам ответвлений и конкретики. Казалось бы, цеплять не за что: что мне странный этот Лужин, эти его шахматы? Но в тот момент, когда вся жизнь Лужина представляется ему одной главной партией, чередой тихих ходов, какое-то набоковское волшебство заставляет принять это безумие, примерить на себя, и ты уже почти видишь вокруг себя план, разворачивающуюся стратегию невидимого гроссмейстера. Потрясающе.
Элизабет Гаскелл «Север и юг», «Крэнфорд»
Благодаря прекрасному сериалу BBC «Север и Юг», я узнала о существовании книг Элизабет Гаскелл, которые легко обогнали в моём топе и сестёр Бронте, и даже «Гордость и предубеждение». «Север и юг» относят к редкому в те времена жанру производственного романа из-за погружения в дела м-ра Торнтона, упорного и талантливого предпринимателя, который, совершенно того не желая, становится романтическим героем. На севере рабочие устраивают стачки, фабриканты пытаются пережить кризис, в то время как южане голодают в своём экологически чистом консервативном рае. Переезд из одной части страны в другую, как шаг в другой мир. В воспоминаниях Маргарет юг — средоточие всех добродетелей, и потребуется немало времени, прежде чем она сможет разглядеть свои достоинства в грубоватых деловых милтонцах вообще, и в одном конкретном в частности. Гаскелл не сосредотачивается на одной только романтике, социальная часть романа тоже прекрасна.
«Крэнфорд» второй по хронологии, но не по оценке. И это совсем другая штука. Больше добродушного юмора и сатиры, иногда ядовитых (см. историю о съеденных кисонькой кружевах), иногда трогательных (см. главу «Старые письма»), меньше романтики и никакого цельного сюжета. О героине-рассказчице мало что известно, кроме того, что Мэри живёт в развивающемся городе Драмбле, часто гостит в Крэнфорде у Деборы и Мэтти Дженкинс и похоже воплощает в романе саму Гаскелл. Всё, что происходит в Крэнфорде это старосветская жизнь местных "амазонок", утончённо стареющих мисс: визиты, сплетни, чепцы и "элегантная экономность". Гаскелл высмеивает обычаи их маленького аристократичного сообщество, но с такой любовью и теплотой, что и я, признаться, прониклась к ним симпатией.
Рик Янси «Монстролог»
Речь о цикле, хотя я пока прочла первые две части («Ученик Монстролога» и «Проклятье вендиго»), и это то самое кровавое несентиментальное городское фэнтези в духе XIX века, о котором можно мечтать. Пеллинор Уортроп унаследовал от отца необычную семейную профессию и скверный характер. Пеллинор охотится на монстров, но не как Ван Хельсинг, а скорее в духе доктора Франкенштейна. Как так получилось, что он стал опекуном Уилла Генри, чем они вместе занимались — всё это рассказывается в виде дневника мальчика. Среди причин моей любви к Рику Янси непередаваемая атмосфера его книг, оригинальный выбор монстров и то, что автор совершенно не жалеет и не пытается приукрасить своих героев.
Михаэль Энде «Катастрофанархисториязвандалкогольный волшебный напиток» или «Дьявольсконгениалкогольный коктейль», а иногда просто «Волшебный пунш» (нем. «Der satanarchäolügenialkohölische Wunschpunsch»)
Думаю, из названия уже вполне очевидно, за что можно любить эту сказку взрослым и детям (помимо того, что Вуншпунш это умилительная рождественская история о коте, вороне и парочке злых волшебников, а котов и злых волшебников любят почти все). М. Энде творит со словами страшные вещи, когда сочиняет заклинания. Настолько страшные, что читать без улыбки невозможно. Думаю, переводчики прониклись.
А ещё, помните этот мультик? тык
Юхан Теорин «Ночной шторм»
Сложно объяснить, чем так хорош Теорин: не сюжетом, не персонажами, не описаниями... Сочетанием всех этих факторов, вероятно, а ещё - ощутимой любовью к своей неприветливой родине. Эта сумрачная готическая история с привидениями (или всё-таки без?..) начинается с появления молодой семьи в пустующем хуторе. Остров Олудден хранит множество тайн, старых и нынешних, но некоторые секреты Йоаким и Катрин привезли с собой. Как точно сказано в аннотации: «рядом с живыми здесь всегда присутствуют мертвые». Под прикрытием шторма четыре сюжетные линии сплетаются в настоящую драму.
Мика Валтари «Наследник фараона»
Великолепная книга, полная приключений, юмора и глубокой философии, истории и мифологии. Быт и нравы египтян описаны так, словно автор сам бродил по Фивам XIV в. до н.э. Это история Синухе, Того, Кто Одинок, лекаря из квартала бедняков, ввязавшегося в игры богов и фараонов. С верным слугой Каптахом он путешествует по свету от Храма Смерти до богатства и счастья, и обратно; в итоге, Синухе становится единственным человеком, посвященным в тайны фараонов, за что жестоко расплачивается, а также раскрывает тайну своего рождения. На самом деле любить эту книгу можно уже за одни только выдержки из лекарской практики Синухе — это бомба! К сожалению, автор малоизвестен и найти современные переиздания его романов довольно сложно.
Чак Паланик «Проклятые»
«Проклятых»почти никому не посоветуешь — слишком высокая концентрация жести. Те, кто такое любит, наверняка уже приметили Паланика, те, кто как я случайно наткнулись, наверное, будут слегка в шоке. Его героиня Мэдисон — толстая богатая циничная 13-летняя девочка. И мёртвая, да, об этом и речь. Мэдисон в аду, потому что перед смертью курила травку. В "Проклятых" она расскажет о том, как ей теперь живётся, если можно так сказать о посмертии, о её друзьях по котлу и родителях, о том, как перевёрнуты, искорёжены в современном мире самые простые ценности и вещи. Это стильная, хоть и невкусная книга, которая заставляет задуматься, которую хочется цитировать — и спрятать от родителей.
Артур Конан Дойль «Затерянный мир»
Да, спровоцировал всё «Мир ЮП», который вышел на экраны весной. Но с тем, что началось по прочтении — проглатывании — «Парка ЮП» Крайтона этот лёгкий интерес рядом не стоит. За «Парком» уже последовали Конан Дойль, «Терранова» и изначально обречённая попытка посмотреть «Динотопию». Динозаврики жевали мой мозг всё лето, и за это я сперва внесла в этот список именно Крайтона. С литературной точки зрения, однако, «Мир» стоит гораздо выше. Зачин общеизвестен: группа исследователей обнаруживает труднодоступный участок, где выжили доисторические животные. Помимо удивительных приключений, книга заслуживает любви своей сатиричностью и запоминающимися образами. Искренне завидую тем, кто прочёл «Затерянный мир» в детстве, хотя и взрослому будет приятно к ней вернуться.
Я дочитываю «Убить пересмешника» и есть подозрение, что по окончании мне захочется включить её в 10-ку (или превратить её в 11-ку)), но на данный момент список такой, какой есть















Хронологически это последняя книга в списке, так что впечатления ещё свежи. И главная мысль, которую я вынесла из прочитанного, такова: «Почему я до сих пор не читала Стивена Фрая?» При всей своей любви к британским снобам, «Дживсу и Вустеру» и «Шоу Фрая и Лори» опять попыталась обозвать его шоу хью и лори я отчего-то вообразила, что это будет нудно. Ну, да, мне внушают некоторые опасения люди, пишущие трёхтомную автобиографию. Как бы не так! Несмотря на прекрасный авторский стиль, а скорее благодаря ему чтение "Как творить историю" напоминает просмотр хорошего блокбастера, сочетающего насыщенное действие с неплохим сюжетом, хоть и довольно тривиальным. Кембриджский историк Майкл не в самый удачный день встречает свою Немезиду в лице изобретателя недоделанной машины времени и решает осчастливить мир убийством Гитлера. Вопреки законам жанра, в прошлое никто не отправляется, всё разрешится иначе. Под видом бодрого приключалова с оттенком гейской романтики Фрай предлагает задуматься о том, что нам есть чем гордиться и чему радоваться в нашем мире.



Эта книга о гениально-безумном шахматисте, нелюдимом ребёнке, неприятном мужчине, который сперва сбежал от жизни к шахматам, а затем пытался избавиться от этой своей страсти, действительно меня зацепила. «Защита» очень коротенькая и лужиноцентрическая, никаких вам ответвлений и конкретики. Казалось бы, цеплять не за что: что мне странный этот Лужин, эти его шахматы? Но в тот момент, когда вся жизнь Лужина представляется ему одной главной партией, чередой тихих ходов, какое-то набоковское волшебство заставляет принять это безумие, примерить на себя, и ты уже почти видишь вокруг себя план, разворачивающуюся стратегию невидимого гроссмейстера. Потрясающе.



Благодаря прекрасному сериалу BBC «Север и Юг», я узнала о существовании книг Элизабет Гаскелл, которые легко обогнали в моём топе и сестёр Бронте, и даже «Гордость и предубеждение». «Север и юг» относят к редкому в те времена жанру производственного романа из-за погружения в дела м-ра Торнтона, упорного и талантливого предпринимателя, который, совершенно того не желая, становится романтическим героем. На севере рабочие устраивают стачки, фабриканты пытаются пережить кризис, в то время как южане голодают в своём экологически чистом консервативном рае. Переезд из одной части страны в другую, как шаг в другой мир. В воспоминаниях Маргарет юг — средоточие всех добродетелей, и потребуется немало времени, прежде чем она сможет разглядеть свои достоинства в грубоватых деловых милтонцах вообще, и в одном конкретном в частности. Гаскелл не сосредотачивается на одной только романтике, социальная часть романа тоже прекрасна.
«Крэнфорд» второй по хронологии, но не по оценке. И это совсем другая штука. Больше добродушного юмора и сатиры, иногда ядовитых (см. историю о съеденных кисонькой кружевах), иногда трогательных (см. главу «Старые письма»), меньше романтики и никакого цельного сюжета. О героине-рассказчице мало что известно, кроме того, что Мэри живёт в развивающемся городе Драмбле, часто гостит в Крэнфорде у Деборы и Мэтти Дженкинс и похоже воплощает в романе саму Гаскелл. Всё, что происходит в Крэнфорде это старосветская жизнь местных "амазонок", утончённо стареющих мисс: визиты, сплетни, чепцы и "элегантная экономность". Гаскелл высмеивает обычаи их маленького аристократичного сообщество, но с такой любовью и теплотой, что и я, признаться, прониклась к ним симпатией.



Речь о цикле, хотя я пока прочла первые две части («Ученик Монстролога» и «Проклятье вендиго»), и это то самое кровавое несентиментальное городское фэнтези в духе XIX века, о котором можно мечтать. Пеллинор Уортроп унаследовал от отца необычную семейную профессию и скверный характер. Пеллинор охотится на монстров, но не как Ван Хельсинг, а скорее в духе доктора Франкенштейна. Как так получилось, что он стал опекуном Уилла Генри, чем они вместе занимались — всё это рассказывается в виде дневника мальчика. Среди причин моей любви к Рику Янси непередаваемая атмосфера его книг, оригинальный выбор монстров и то, что автор совершенно не жалеет и не пытается приукрасить своих героев.



Думаю, из названия уже вполне очевидно, за что можно любить эту сказку взрослым и детям (помимо того, что Вуншпунш это умилительная рождественская история о коте, вороне и парочке злых волшебников, а котов и злых волшебников любят почти все). М. Энде творит со словами страшные вещи, когда сочиняет заклинания. Настолько страшные, что читать без улыбки невозможно. Думаю, переводчики прониклись.
А ещё, помните этот мультик? тык




Сложно объяснить, чем так хорош Теорин: не сюжетом, не персонажами, не описаниями... Сочетанием всех этих факторов, вероятно, а ещё - ощутимой любовью к своей неприветливой родине. Эта сумрачная готическая история с привидениями (или всё-таки без?..) начинается с появления молодой семьи в пустующем хуторе. Остров Олудден хранит множество тайн, старых и нынешних, но некоторые секреты Йоаким и Катрин привезли с собой. Как точно сказано в аннотации: «рядом с живыми здесь всегда присутствуют мертвые». Под прикрытием шторма четыре сюжетные линии сплетаются в настоящую драму.



Великолепная книга, полная приключений, юмора и глубокой философии, истории и мифологии. Быт и нравы египтян описаны так, словно автор сам бродил по Фивам XIV в. до н.э. Это история Синухе, Того, Кто Одинок, лекаря из квартала бедняков, ввязавшегося в игры богов и фараонов. С верным слугой Каптахом он путешествует по свету от Храма Смерти до богатства и счастья, и обратно; в итоге, Синухе становится единственным человеком, посвященным в тайны фараонов, за что жестоко расплачивается, а также раскрывает тайну своего рождения. На самом деле любить эту книгу можно уже за одни только выдержки из лекарской практики Синухе — это бомба! К сожалению, автор малоизвестен и найти современные переиздания его романов довольно сложно.



«Проклятых»почти никому не посоветуешь — слишком высокая концентрация жести. Те, кто такое любит, наверняка уже приметили Паланика, те, кто как я случайно наткнулись, наверное, будут слегка в шоке. Его героиня Мэдисон — толстая богатая циничная 13-летняя девочка. И мёртвая, да, об этом и речь. Мэдисон в аду, потому что перед смертью курила травку. В "Проклятых" она расскажет о том, как ей теперь живётся, если можно так сказать о посмертии, о её друзьях по котлу и родителях, о том, как перевёрнуты, искорёжены в современном мире самые простые ценности и вещи. Это стильная, хоть и невкусная книга, которая заставляет задуматься, которую хочется цитировать — и спрятать от родителей.



Да, спровоцировал всё «Мир ЮП», который вышел на экраны весной. Но с тем, что началось по прочтении — проглатывании — «Парка ЮП» Крайтона этот лёгкий интерес рядом не стоит. За «Парком» уже последовали Конан Дойль, «Терранова» и изначально обречённая попытка посмотреть «Динотопию». Динозаврики жевали мой мозг всё лето, и за это я сперва внесла в этот список именно Крайтона. С литературной точки зрения, однако, «Мир» стоит гораздо выше. Зачин общеизвестен: группа исследователей обнаруживает труднодоступный участок, где выжили доисторические животные. Помимо удивительных приключений, книга заслуживает любви своей сатиричностью и запоминающимися образами. Искренне завидую тем, кто прочёл «Затерянный мир» в детстве, хотя и взрослому будет приятно к ней вернуться.
Я дочитываю «Убить пересмешника» и есть подозрение, что по окончании мне захочется включить её в 10-ку (или превратить её в 11-ку)), но на данный момент список такой, какой есть

А "Пойди поставь сторожа" вы читали?